Юбиляр - юбиляру 12+
Эфир: 25-08-2017
ВЕДУЩАЯ
«Юбиляр - юбиляру» - такое название получила новая выставка Магнитогорской картинной галереи. Она посвящена сразу двум знаковым датам: 85-летию Магнитогорского металлургического комбината и 120-летию известного художника Георгия Соловьева. Считая своим гражданским долгом художественно-документально запечатлевать самые значимые моменты в жизни страны, он стал первым летописцем Магнитки. Отобразив в своём творчестве всё основные трудовые победы самой грандиозной стройки века, он создал уникальную историческую хронику нашего города и края.
ВЕДУЩИЙ
Эти работы не раз с большим успехом выставлялись как на городских, так и на российских выставках, однако в полном объёме картины Соловьева не демонстрировались ни разу. В год двух юбилеев магнитогорские искусствоведы решили это исправить и целиком представить наследие известного художника.
Новая выставка включила в себя около ста живописных и графических полотен. О том, что буквально всё тут дышит историей сообщают даты их написания: 30-е, 40-е, 50-е годы. На современных рынках изобразительного искусства цена этих картин сегодня зашкаливает, а ведь кода-то Магнитка чуть не лишилась этого бесценного наследия. После смерти художника, его работы оказались никому не нужны и были бы навсегда утеряны для города, если бы не Магнитогорский историко-краеведческий музей.
АЛЕКСАНДР ИВАНОВ, ДИРЕКТОР МАГНИТОГОРСКОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ
Ну, попала она к нам после смерти Георгия Яковлевича. Родственники предложили забрать эту коллекцию. Мы её забрали, забрали полностью всё, что они нам передали. Там и графика, там и живопись, и наброски, и этюды. Всего коллекция насчитывает, где-то около 140 работ.
Ну, и конечно она сегодня просто заиграла, я просто в восторге, конечно.
Призыв: «запечатлевать на холстах великие стройки молодой Советской республики» принадлежит Максиму Горькому. В далёкие 1930-е годы на него откликнулись многие известные художники из Москвы и Ленинграда. В их числе был и выпускник «Московской живописной мастерской Флоренцева» Георгий Соловьёв, которого первая же творческая командировка в Магнитку захватила буквально с головой.
МАРИНА АБРАМОВА, ИСКУССТВОВЕД, ГЛАВНЫЙ ХРАНИТЕЛЬ МКГ
Он сам говорил, что ритм жизни в Москве совсем другой, а здесь стройка бурлила. Все торопились делать там рекорды и прочее-прочее, нужно было давать стране металл и при том как можно скорее, и люди не жалея себя, не жалея своих сил работали. И вот в этот ритм включился и Георгий Яковлевич и, в конце концов, Магнитка стала его второй родиной.
Считая своим долгом запечатлевать самые значимые исторические моменты, все свои работы Соловьёв делал в реалистическом ключе, как неповторимые документальные кадры.
МАРИНА АБРАМОВА, ИСКУССТВОВЕД, ГЛАВНЫЙ ХРАНИТЕЛЬ МКГ
Мы, конечно, знаем, что город начинался не только с палаток и здесь работали не только комсомольцы, но и заключённые, и спецпереселенцы, и были засыпные бараки, и типа нор, вырытые в земле и обнесённые колючей проволокой.
Были и такие зоны, но тем не менее романтика, она захватывает в первую очередь, поэтому эти красивые белые палатки, которые раскинулись около горы Магнитной художник изобразил с удовольствием в нескольких вариантах.
Сюжетами картин Соловьёва становятся основные трудовые победы Магнитки - первый поезд, первая домна, первая плотина, первая сталь. Над ними он работает так же самозабвенно, как и первостроители на великой индустриальной стройке, за что получает свою первую правительственную награду - орден «Знак почёта». Однако собственная карьера художника волнует мало. Понимая, что развивающему молодому городу нужны свои художники в 1938 году при Левобережном дворце культуры металлургов он создает первую изобразительную студию.
МАРИНА АБРАМОВА, ИСКУССТВОВЕД, ГЛАВНЫЙ ХРАНИТЕЛЬ МКГ
В основном это были художники-самоучки, которым он помогал освоить профессиональное мастерство и многие потом продолжили обучение в художественных ВУЗах и стали членами союза.
Из этой изостудии вышло много известных художников, которые уверены, что традиции русской реалистической школы, которыми сейчас так славится Магнитогорск, были заложены именно тогда, в далёкие 1930-е годы. Всем сердцем любя Магнитку Георгий Соловьёв старался прославлять город и далеко за его пределами, активно участвуя во всевозможных выставках.
МАРИНА АБРАМОВА, ИСКУССТВОВЕД, ГЛАВНЫЙ ХРАНИТЕЛЬ МКГ
Даже в конце жизни, когда он уже заболел, он как бы каждый год ездил на свою родину в деревню Дунилово. Это Подмосковье и уже, когда он был тяжело болен и к нему уже туда приехали друзья, он все равно сказал: я хочу в Магнитогорск. Как знаете, он похоронен именно у нас в Магнитогорске на Правобережном кладбище.
Город тоже не забыл художника. Некоторые из его работ можно найти сегодня и в учреждениях, и в частных коллекциях горожан. Часть полотен хранится и в магнитогорской галерее, искусствоведы которой выступили с инициативой назвать именем Георгия Соловьёва одну из улиц города, а также установить памятник в честь первого летописца Магнитки.
Просмотров: 1294
Комментарии к этой заметке: