Памяти художника 12+
Эфир: 26-07-2017
ВЕДУЩАЯ
В Магнитогорской картинной галерее состоялось открытие выставки, посвящённой памяти одного из самых известных художников нашего города Константина Черепанова. Он скончался ровно год назад в возрасте 82 лет, оставив после себя богатейшее художественное наследие.
ВЕДУЩИЙ
Считая, что человек жив до тех пор, пока о нём помнят, коллеги художника решили представить публике все направления изобразительного искусства, в которых он когда-либо работал. Зная, что сам Константин Прокопьевич любил называть своё творчество «путевые заметки о жизни», его друзья в подборе работ пошли по тому же принципу, показав не только как художник изображал окружающий мир, но и каким он его видел.
Река Инзер, всё крутится, как же не написать такие вещи. А это уже анализ. Я люблю цветы, одуванчики, Россию люблю. Её вот эти неброские всякие вещи, у меня душа болит. Я с удовольствием рисую. Видите два разных сюжета, я отдал дань графической стороне и живописи.
Эти кадры сделаны ровно три года назад на открытие юбилейной выставки Константина Черепанова. Работ в экспозиции было много и буквально каждая заслуживала отдельного внимания. Но только эта помогла лучше понять, что же движет самим мастером. Получив образование художника-прикладника в Ленинградском училище имени Веры Мухиной, в Магнитку Черепанов приехал специалистом, что называется, широкого профиля. Умел и гобелены ткать, и пейзажи рисовать.
МАРИНА АБРАМОВА, ИСКУССТВОВЕД, ГЛАВНЫЙ ХРАНИТЕЛЬ МКГ
Из этой школы выходили прекрасные рисовальщики, потому что и скульпторы, и прикладники, должны были уметь пользоваться графическим материалами и прекрасно рисовать, чтобы воссоздавать свою идею.
Полученное образование, а также собственное стремление Черепанова к постоянному развитию и сделали его, пожалуй, единственным художником в городе, который мог самовыразиться практически во всех направлениях изобразительного искусства.
ЛИЛИЯ ФИЛАТОВА, ИСКУССТВОВЕД, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК МКГ
В смысле техник и видов изобразительного искусства, он, наверное, самый разнообразный. Т.е. ему посильно было там и набойку сделать, и батик расписать, и соткать гобелен, и сделать витраж, и резать по дереву, и он совершено свободно чувствовал себя в живописи и графике.
Сказочный витраж в фойе оперного театра, роспись читального зала бывшего МаГУ, создание фресок для Вознесенского собора - все это дело рук заслуженного художника России Константина Прокопьевича Черепанова. Ему же принадлежат и вот эти восхитительные портреты. Берясь за них художник всегда пытался раскрыть невидимые простым взглядом скрытые смыслы и значения. Например, вот в этой современной рыжеволосой красавице мастер сумел разглядеть облик средневековой Мадонны.
ЛИЛИЯ ФИЛАТОВА, ИСКУССТВОВЕД, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК МКГ
Работа 75 года. Значит, она написана была ещё в Нижнем Тагиле. Влияние северного возрождения, не итальянского, а вот в 70-е годы как бы заново советские художники открыли северное возрождение и выглядели изображения необыкновенно современными. Вот эта детальность не идеализация черт, а именно подчеркивание природных человеку портретных черт, вот это для Нидерландов было важно.
В каждом художественном направлении мастер сумел найти собственный выразительный язык. Однако, если его ранние работы были, буквально, пропитаны любовью к людям, к родному краю, к жизни вообще, то полотна позднего Черепанова, начали буквально кричать от боли. Причиной тому стала грянувшая перестройка и последующее за ней стремительное духовное обнищание России. Именно в эти годы появился «Терновый венец», решенный в традициях древнерусской иконописи.
ЛИЛИЯ ФИЛАТОВА, ИСКУССТВОВЕД, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК МКГ
Идея возрождение России.
Т.е. это было нацелено, что вот с божьей помощью, с помощью молитв, обращённых к знаменитым русским святым, Россия воспрянет. Вот это зашифрованное такое послание было.
А затем появились знаменитые Черепановские арт-объекты и предметные коллажи, выполненные из электронных плат, флешек, фото поп-идолов и политиков. Посредством актуального искусства он пытался донести свою боль, в первую очередь, до молодёжи, на которую традиционное изобразительное искусство навевало скуку.
КОНСТАНТИН ЧЕРЕПАНОВ, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ХУДОЖНИК РОССИИ
Время идёт и, стало быть, мы меняемся, и общество меняется и искусство меняется. Так что мой слой вот этих новых работ - это и есть именно дань времени. Это я так ощущаю и через это я выражаю время, какие люди, что я предчувствую, что я хочу, насколько получилось, настолько я это представил.
Считая, что звание художника - это определённая миссия, Черепанов был уверен, что главное в живописце - это пламенная душа и нужно отражать то, что тебя задевает в первую очередь, чем ты болеешь, чем болеет общество. За эту гражданскую позицию коллеги по цеху его уважали и любили, его мнение было одним из самых авторитетных. Уход мастера для них стал невосполнимой потерей. Считая, что его идеи, а главное творчество должно жить дальше, друзья заявили, что попытаются воплотить давнюю мечту мастера, - уверенного, что если бы такие арт-объекты появились на улицах, они принесли бы бесспорную пользу городу металлургов.
Просмотров: 1160
Комментарии к этой заметке: