По странам и континентам 12+
Эфир: 02-07-2018
В Магнитогорской картинной галерее продолжает работу выставка живописи «По странам и континентам». Собранная из фондов галереи, она знакомит с произведениями, созданными под впечатлениями от путешествий за рубеж. Ими со зрителями делятся отечественные художники как советского, так и современного периода, чьи картины передают дух не только странствий, но и двух разных эпох.
Автором выставки стала известный магнитогорский искусствовед Лилия Филатова. Зная, что лето многие предпочитают проводить за границей, она решила представить впечатления художников от заморских стран. Простая вроде бы идея дала толчок к рождению уникальной экспозиции, многие экспонаты которой современный зритель увидел впервые.
ЛИЛИЯ ФИЛАТОВА, ИСКУССТВОВЕД, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК МКГ
Возникла идея показать те вещи, которые были написаны художниками за пределами России. Причём начинали работать ещё художники советской поры, когда каждая поездка за рубеж - это был просто прорыв за железный занавес, и поэтомумогли побывать за рубежом только проверенные маститые художники.
Николай Осенев, Василий Ефанов, Петр Оссовский - эти советские художники слыли настоящими академиками живописи. Знакомство с их работами наглядно демонтирует, что пресловутый «железный занавес» был скорее препятствием для развития экономики страны, а вот получению художественного образования он никоим образом не мешал. В частности выяснилось, что известный в Союзе театральный художник Юрий Пименов писал свои картины не хуже именитых французских импрессионистов и учился он этому совсем не на родине.
ЛИЛИЯ ФИЛАТОВА, ИСКУССТВОВЕД, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК МКГ
Наша школа живописная, она вообще построена на самом деле на античных традициях вся. Вот, допустим, история академии художеств, когда наших художников посылали
за счёт государства в Италию, если они стажировались по классу религиозной живописи, исторической живописи или допустим в Германию. Извините, откройте учебник любой, там пишут: Иван Шишкин - представитель Дюссельдорфской пейзажной школы.
Однако в определённые рамки живописцев советская идеология всё же загоняла. На многие темы накладывалось жёсткое табу, дистанцироваться от которого художники пытались, ища убежища в пейзажах. В советской части экспозиции их оказалось подавляющее большинство, а вот современная живопись порадовала разнообразием жанров. Распад Советского Союза в 1991-м году и отмена ограничивающих выезд за рубеж законов принесли было долгожданную свободу передвижения и самовыражения, но вскоре выяснилось, что упиваться ею мастерам предстоит, возможно, в одиночестве.
ЛИЛИЯ ФИЛАТОВА, ИСКУССТВОВЕД, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК МКГ
Я помню, как мы смотрели, что для нас значили художники. Мы смотрели на них снизу вверх. Сейчас это одна из разновидностей, причём приходят простые люди и говорят: А зачем это нужно, когда есть фотография? Понимаете, вот такого плана отзывы. Сейчас уже собственную значимость нужно доказывать, не то, что там вершить судьбы людей.
Сама Лилия Филатова уверена, что такое отношение - явление временное. Эта выставка свидетельствует, что среди современных живописцев огромное количество по-настоящему одарённых художников. Причём все их новаторские поиски базируются на крепкой художественной школе, что говорит о преемственности профессионального изобразительного искусства, которое во все времена сможет достучаться до людских сердец.
Просмотров: 1255
Комментарии к этой заметке: