Коллекция русской меди 12+
Эфир: 15-01-2018
Новый год магнитогорская епархия начала с подведения итогов старого. В частности целому ряду жителей города были вручены награды Русской православной церкви. В числе награжденных оказался директор историко-краеведческого музея Александр Иванов. В годы гонения на церковь вверенное ему учреждение сумело не только сохранить храмовую утварь и предметы культа, но и собрать уникальную коллекцию медного литья. Эти раритетные экспонаты стали своеобразным отражением тысячелетней истории Русской православной веры.
Медные иконы, складни, нательные кресты - все это символы ушедшей эпохи. До недавнего времени прикоснуться к ней можно было только в московском музее древнерусской культуры и искусства имени Рублева. О том, что у этого именитого учреждения появился мощный конкурент возвестил вот этот каталог, посредством которого магнитогорский музей впервые рассказал всему миру о своей уникальной коллекции.
Вы знаете, аж дух захватывает. Одно дело в книжке, на фотографиях, а другое дело... Насколько все ювелирно, тонко вырезано, боже мой. Это же сколько работы! Так это литье. Я же говорю, мало изученный пласт русского искусства.
Считается, что первые предметы меднолитой пластики появились в Древней Руси в начале 12 века, в период массового распространения христианской религии. Этот металл библия наделяла особыми магическими свойствами, что и дало толчок к налаживанию серийного производства медных нательных крестов и небольших икон с изображением разных святых, которые сцеплялись в складень.
АЛЕКСАНДР ИВАНОВ, ДИРЕКТОР МАГНИТОГОРСКОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ
Когда, допустим, девушка выходила замуж и шла в другую семью, то ей отделяли створочку складня и это у нее было, как бы часть родного крова, который как бы вместе с ней там есть.
Однако развиться в самостоятельный вид искусства медному литью было не суждено. Насильственное внедрение патриархом Никоном в 17 веке богослужебно-обрядовых нововведений внесло раскол в ряды верующих. Преданные анафеме приверженцы старых обрядов вынуждены были бежать в глухие леса Поволжья и Сибири, чтобы продолжить там изготовление «истинных» образцов веры. Но медное литье с тех пор всегда подвергалось гонению. Его запрещали и в царской России и в молодой Советской республике, вынуждая верующих прятать эти предметы культа.
ГАЛИНА СТАРИКОВА, ЗАВЕДУЮЩАЯ ОТДЕЛОМ АРХЕОЛОГИИ И РЕЛИГИИ МАГНИТОГОРСКОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ
Много закапывалось, пряталось в погребах и очень многие находки подобных икон были в 90-е, 2000-е годы, когда стало можно об этих находках говорить. Я знаю, что много в Нагайбакском районе, много было таких.
В музее не скрывают, собрать эту по настоящему раритетную коллекцию в Магнитогорске, помогла богатая природными ресурсами уральская земля. 18 век стал периодом массового переселение старообрядцев на Урал, где в те далекие годы было открыто не мало мастерских по изготовлению предметов медного литья.
АЛЕКСАНДР ИВАНОВ, ДИРЕКТОР МАГНИТОГОРСКОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ
Ну, наиболее интересные можно отметить - это икона "Борис и Глеб", так называемое просечное литье. Это 18 век икона. Их не очень много у нас, их где-то еще может быть пара икон. Они редкие. В более позднем 19 веке их уже не выпускали.
Любопытный факт, сохраняя верность меди, строобрядцы ни на шаг не отходили от общепринятого изображения ликов святых и церковных сюжетов. Кстати, аскетизм в этих работах вскоре начал уходить на второй план, стали появляться иконы комбинированные с медью и деревом, и украшенные эмалью. Сегодня в музее идет активная работа по изучению этих раритетных экспонатов, знакомство с которыми широкой публики, уверены искусствоведы, станет интереснейшим погружением в тысячелетнюю историю русской православной веры.
Просмотров: 1075
Комментарии к этой заметке: