Уникальная коллекция фарфора 12+
Эфир: 11-01-2018
Следующий наш сюжет расскажет об уникальной коллекции фарфора. Она бережно собиралась около 20 лет, но никогда ещё не была представлена широкой публике. Обладателем фарфоровых шедевров является Магнитогорский историко-краеведческий музей. Среди телекомпаний города «ТВ-ИН» стала первой, кому руководство учреждения открыло доступ в свою сокровищницу, рассказав историю её возникновения.
Самым лучшим местом для хранения уникальной коллекции оказалась обыкновенная российская стенка. Её стеклянные дверцы стали не только надёжной защитой для редчайших экспонатов, но и сделали эту красоту доступной для глаз. Эти фарфоровые шедевры музей собирал более 20 лет, так и не сумев за это время выставить свои сокровища на всеобщее обозрение.
АЛЕКСАНДР ИВАНОВ, ДИРЕКТОР МАГНИТОГОРСКОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ
Полностью коллекцию мы не выставляем, потому что нет у нас оборудования, нет витрин, потому что фарфор должен в закрытых витринах находиться, но витрин, к сожалению, пока нет.
В коллекции магнитогорского музея сегодня насчитывается более четырёхсот экспонатов. Эти изделия датированы 10-ми, 20-ми, 50-ми, 80-ми годами прошло столетия и каждое из них имеет клеймо завода-изготовителя. Фарфор большинства из этих мастерских в международных каталогах сегодня приравнен к произведениям искусства. То, что будет именно так, директор музея Александр Иванов понял ещё в далекие 1990-е годы, случайно обнаружив в собственных фондах 10 фарфоровых фигурок и тарелок. Они и положили начало большой коллекции.
АЛЕКСАНДР ИВАНОВ, ДИРЕКТОР МАГНИТОГОРСКОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ
Мы целенаправленно собираем именно наш российский, советский фарфор, потому что есть фарфор Мейсона, например, там Германия, французский фарфор, там конечно шикарные вещи, но тем не менее наш фарфор был абсолютно не хуже.
Берешь предмет и сразу всплывает эпоха того времени.
Александр Иванов уверен, знакомство с этой коллекцией - это, в первую очередь, интереснейшее погружение в историю нашей страны. Ведь в дореволюционной России фарфор называли не иначе, как «белое золото». Он был главным украшением императорских дворцов и дворянских усадеб, где на стол ставились вот такие причудливые маслёнки. Все изменила Великая Октябрьская революция. На смену фарфоровой изысканности и вычурности, пришли практичные, простые формы, а также неизвестная ранее мастерам цензура.
АЛЕКСАНДР ИВАНОВ, ДИРЕКТОР МАГНИТОГОРСКОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ
На каждом заводе существовал ОТК, существовала группа контроля, существовала идеологическая составляющая, которая.... Не дай бог есть же бюсты вождей, которые выпускали. Вот у нас етсь бюст Ленина, Сталина - это же там сидели рассматривали каждую, а почем здесь это, а почему здесь что-то идеологически не правильно.
Однако идеология мастерству помехой не стала. Изготовленный в национализированных мастерских знаменитого Кузнецова, советский фарфор был по-прежнему весьма вытребованным за границей. Он стал важной частью дохода для развивающейся Советской республики, которая в свою очередь, пыталась сделать фарфор доступным не только для иностранцев, но и для населения страны.
АЛЕКСАНДР ИВАНОВ, ДИРЕКТОР МАГНИТОГОРСКОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ
Конечно, открылось очень много заводов. У нас здесь был на Урале - это Цисерский завод. Вот фигурка она называется «Уральский перепляс», т.е каждый завод выпускал предметы. Т.е стал массовым, уже более такой доступный был вид.
В 50-70 годы фарфоровые композиции, отражающие жизнь страны, украшали дома уже многих советских граждан. А вот 90-е годы стали времен явного «кича» и сильного упадка фарфоровой промышленности, новый всплеск интереса к которой появился только в начале двухтысячных годов. Сегодня эти изделия вновь высоко ценятся на рынке, что породило немало подделок. Продать их пытались и магнитогорскому музею, однако провести его специалистов не так легко. В фарфоровой коллекция, собрать которую помогли, в том числе, и магнитогорцы, нет ни одной фальшивки и возможно совсем скоро она будет, наконец, представлена городу.
Просмотров: 1242
Комментарии к этой заметке: